Личные границы детей
Личные границы детей.
В современных условиях безопасности ребенка угрожает множество ситуаций риска: насилие, буллинг, информационные риски, доступность психоактивных веществ, пропаганда терроризма, экстремизма и суицида. С психологической точки зрения, способность ребенка противостоять данным опасностям, требует от него соответствующих внутренних и внешних ресурсов. Одними из внутренних ресурсов, обеспечивающих безопасность ребенка в небезопасном мире являются осознание своих личных границы и умение их защищать.
Психологические границы личности ребёнка — очень важный показатель личностного здоровья и благополучия. Как не бывает полноценного государства без ограничения территории, не может быть и благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.
«В психологическом смысле границы — это понимание собственного «Я» как отдельной личности. Где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим». (Г. Клауд).
Вы можете познакомиться с распространенными примерами нарушения границ. Возможно вы узнаете себя или своих близких?
- 1. Физические: применять физические наказания, заставлять есть, одевать ту или иную одежду, заставлять целоваться и обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или заставлять спать.
- 2. Пространственные: «не лазай, не ползай, не бегай» или заходить без стука в комнату ребёнка, заглядывать в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы.
- 3. Право собственности: брать или отдавать детские игрушки, выкидывать личные вещи без разрешения ребёнка, указывать как пользоваться той или иной вещью.
- 4. Эмоциональные: заставлять рассказывать обо всем, заставлять слушать то, что ребёнок не хочет, игнорировать и обесценивать его чувства («не злись, не плачь, не ной»), повышать голос, оскорблять, выбирать за ребёнка кружки.
- 5. Временные: опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленно выполнения, следовать именно вашему плану: «сначала обязательно сделай уроки».
С целью профилактики нарушения границ в семье, вы можете начать выполнять простые рекомендации:
- уважайте и принимайте право ребенка иметь свое мнение;
- позволяйте делать выбор или участвовать в обсуждении вопросов, которые относятся к границам ребенка
- разрешайте иметь, принимать и выражать все без исключения чувства, учите ребенка распознавать свои чувства и чувства других;
- позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями собственного выбора;
- учите ребёнка планировать дела и старайтесь придерживаться режима;
- давайте возможность ребёнку пользоваться его личными вещами так, как он хочет;
- четко говорите «нет» и соблюдайте договоренности;
- исключите физические наказания, крики, оскорбления;
- никогда не сравнивайте ребёнка с другими;
- не вторгайтесь в жизнь ребёнка под предлогом заботы.
Каждый родитель хочет для своего ребенка безопасного и комфортного будущего. Будущего, в котором, на предложенные наркотики он скажет «нет», где в случае психологического давления и опасности сможет за себя постоять, где он никогда и ни при каких обстоятельствах не подвернется обману или насилию. Для этого ребенку важно иметь круг близких людей, которым он может доверять. Всем, кто находится за пределами круга, ребенок ничего не должен и не обязан. Поэтому научите ребенка, что незнакомые взрослые никогда не должны обращаться за помощью к детям, а ребенок имеет права им отказывать.